Среди грузов разного типа и качества особенно выделяется ряд грузов, которые выходят за пределы средних норм благодаря своим повышенным габаритам.
Эти грузы отличаются тем, что на них есть значительное количество заказов, и они намного дороже оплачиваются, что заставляет многие автотранспортные компании не только закупать в состав собственного парка специализированные автомобили, рассчитанные на перевозки негабаритного груза, но и специально обучать водителей нужной категории и формировать отделы специализированной логистики.
Негабаритный груз, как правило, бывает также одновременно и особенно тяжёлым. Для того, чтобы его перевезти, нужны специальные мощности. Довольно сложно бывает выделить какие-либо специальные технические параметры, по которым можно было бы определить, что данный груз уже должен относиться именно к негабаритным, поэтому желательно взять его условно.
Главное, что параметры такого груза выходят за пределы габаритных размеров всех, даже большегрузных грузовиков. Также характерной особенностью такого типа грузов является то, что в них есть особенные формы, детали или части, которые довольно далеко выходят за рамки грузовой платформы, условно говоря «торчат в сторону».
Либо же, если это механизм, то у него могут быть подвижные детали, которые во время перемещения под действием инерции могут отодвигаться, раскрываться, распахиваться и т. п., резко меняя форму и габариты груза прямо на дороге.
Понятно, что перевозка негабаритных грузов тесно связана с поддержание безопасности движения по дороге. Негабариты в принципе не могут перемещаться по обычным трассам где-угодно, они нуждаются в специальной тщательно выверенной логистике, в частности, в том, чтобы учитывались особенности движения через туннели, по обычным и специализированным трассам, по мостам разной степени жёсткости и т. д. В общих чертах можно сказать, что такой способ движения связан с особенностями как груза, так и автомобилей, которые их перевозят.
Например, у тралов, которые могут перевозить тяжёлую гусеничную и колёсную технику на грузовой платформе, очень широкий радиус поворота, что обязательно нужно учитывать при расчёте трассы движения.
Также при перевозках негабаритных грузов нужно учитывать особенности их погрузки на платформу и последующей разгрузки с платформы, для которого нужны и специальные механизмы, и специальные грузовые площадки.